История

Свято-Вознесенский женский монастырь был основан 7 ноября (по старому стилю) 1865 года. Основателем, учредителем и строителем будущего монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский– благочинный Дубовского округа, служивший в Успенском соборе посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии.

«Скромный человек замечательной жизни, усыпанной терниями, отличавшийся по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству. Он чуток был ко всем, к нему приходили все : молокане и всевозможные сектанты, и он, всегда отзывчивый на чужое горе, никого не отпускал без посильной помощи, поэтому всё население Дубовки его любило и уважало».
Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратовского и Царицынского послали письмо о создании женской общины. В письме-обращении мы читаем дословно: «Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин для блага тамошнего степного края хотят «насадить благочестие через основание женского монастыря».
Жизнь отец Иоанн, особенно после смерти супруги и гибели единственного сына, вёл аскетическую, духовно окормлялся он у старцев: отца Адриана из Югской пустыни Ярославской губернии и отца Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии. Отец Петр сам через посланца благословил на постройку монастыря. Было получено и святительское благословение Преосвященнейшего Иоанникия. При учреждении общины Дубовское городское самоуправление обещало безвозмездно отвести под святую обитель столько земли, сколько потребуется, а жителем дать все то, что необходимо будет. В 1864 году отец Иоанн на свои личные средства купил усадьбу с двумя прудами, в степи на возвышенности в пяти верстах от посада Дубовка.

Строящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Тогда и происходит чудо, изложенное в начале 20-го века П.М. Посохиным. «Помню я, отец протоиерей взял меня – еще мальчика с собою на прогулку, и мы поехали с ним в долгушке на лошади в степь на то место, где он хотел основать обитель. Отца протоиерея заботила мысль о воде, её – то и трудно было достать в этом месте. Будучи человеком глубокой веры, надеясь на помощь свыше, он оставил меня в долгушке вместе с кучером, а сам отошел на несколько шагов в сторону; встал на колени и, воздевши руки к небу, – усердно и долго молился, изливая слезы. И когда терпение мое от долгого ожидания истощилось, я вышел из долгушки, и увидел отца протоиерея молящимся (о великое чудо!) уже не на земле стоявшим, а несколько приподнявшимся – как-будто на воздухе. От страха и волнения я закричал, и от моего крика он закончил свою молитву и, утешив меня ласково, приказал мне разметить колышком то место, где он молился в этот раз. Впоследствии на этом месте, где он молился, вырыт был колодезь № 1 с приятной на вкус водою, существующим и до сего времени».
Осенью 1865 года отец Иоанн освятил место для первой келлии. Собрались первые насельницы числом в пять человек. Первой начальницей монашеской общины стала по выбору отца Иоанна рясофорная послушница Виталия из города Бежецка. В общине ничего не строилось, не определялось без ведома отца протоиерея, он был попечителем и строителем этой юной общины. Он был как чадолюбивый отец своим детям, радовался процветанию новой обители. Однако радость его была не особенно продолжительной, ибо при всяком добром деле, которое делает человек с помощью Господа, враг рода человеческого – диавол – также не дремлет и делает свое дело: через слабых людей вселяет раздор и вражду в собранных в общину сестрах. Назначенный в монастырь дальний родственник о. Иоанна отец Павел Павильонов отделяется с небольшой партией сестер из семи человек, причиняя много зла для отца протоиерея.
Пошли доносы в Саратов к Преосвященному Епископу Тихону (Преосвященный Иоанникий был уже переведен), и хотя доносы были не основательные, хотя другая партия сестер опровергала эти доносы – отцу протоиерею Преосвященным Тихоном было запрещено служение в монастырской церкви и посещение общины. Потом пошли доносы, что настоятельница монахиня Виталия не следит за сестрами, что они ходят к отцу протоиерею Иоанну, и Преосвященный прислал в монастырь другую мантийную монахиню Марию из Саратовского монастыря, а Виталию отослал в Саратовский монастырь под начало.
При мантийной монахине Марии смуты и неприятности усиливаются, в монастыре случается пожар в келейном корпусе, где находилась церковь. Многие сестры, терпя нападки и невзгоды, расходятся из общины к посадским жителям, и, лишенные своей обители, в слезах и великой скорби живут в Дубовке.
Отец протоиерей, скорбя за свою обитель и видя, что мир не водворяется в обители, посылает двух деятельных послушниц Анну Алексеевну Евлампиеву (впоследствии схимонахиня Агния ) и Пелагию Васильевну Дорошенко лично просить защиты Государыни Марии Александровны, супруги императора Александра II, которая сказала, что «все будет по Вашей просьбе, поезжайте и успокойте сестер.»
Вскоре был прислан Указ на имя Преосвященного Тихона, которым предписывалось немедленно послать в эту общину благонравную и деятельную монахиню, и собрать в общину всех сестер, которые разошлись.

Была назначена из Саратовского женского монастыря Виталия II. К этому времени отец протоиерей все более и более слабел здоровьем и опять повторял свои пророческие слова:
« Вы доживете и увидите, но я отойду в вечность. Когда приедет Владыка и придет бумага, которая оправдает меня, то меня уже не будет здесь, я буду в вечности, где царствует одна правда». Все эти слова впоследствии сбылись, как говорил Батюшка. Приехавшая в августе 1876 года монахиня Виталия нашла полный распад монастыря: сестры, которые вышли временно из общины в Дубовку, встретили матушку Виталию с великими слезами и просили её защиты, чтобы она установила между ними мир и тишину и укротила все раздоры и распри.

Батюшка Иоанн доживал последние минуты. Вскоре по приезде матушки Виталии он скончался в – октябре с 28 под 29 в 12 часов ночи 1876 года на 60-ом году жизни.
Преосвященный Тихон ехал в это время в Дубовку для освящения Воскресенского храма. Трогательно было видеть, когда Владыка, подъехавши к дому отца протоиерея, подошел к праху этого великого страдальца, поклонился ему до земли, прося у него прощения за причиненные ему обиды. Великое стечение народа было на отпевании, которое совершил с целым сонмом священников сам Преосвященный Тихон. Похоронили отца Иоанна вначале возле алтаря первого храма, к 1914 году могила была покрыта чугунной плитой и находилась уже среди теплого храма.

Первым делом новой настоятельницы монахини Виталии было поправка и постройка сгоревшего корпуса и освящение храма.

По мере возможности матушка Виталия умиротворяла сестер после их раздора, старалась вселить в них любовь и мир. Когда в монастыре все устроилось и успокоилось, матушка настоятельница приступила к дальнейшим работам: вырыт был второй колодезь с прекрасной для питья водой, отведено место для кладбища, которого не было в обители в течение 12-ти лет, так как за это время здесь никто не умирал.
Говорят, что это обстоятельство, то есть что в общине никто не умрет раньше основателя монастыря, было предсказано им самим, что между прочим слышала поступившая в монастырь 28 августа 1870 года послушница Акилина Бойкова (впоследствии игумения Августа).

Матушка Виталия вполне посвятила себя на восстановление и украшение сей разрушившейся общины: была задумана постройка собора. 29 мая 1880 года на праздник Вознесения Господня в присутствии Преосвященного Тихона был заложен собор в честь Вознесения Господня.

Собор строился пять лет и, когда был окончен вчерне, случилось несчастье: главный купол ночью рухнул внутрь храма.

Был приглашен другой архитектор. И с благословения Владыки вновь было освящено место, и опять началась постройка собора. В три года окончили собор вчерне. В 1891 году на 19-е число сентября было назначено освящение главного престола во имя Вознесения Господня.
За годы настоятельства монахини Виталии были возведены следующие постройки: дом для священника, корпус пекарни, ковровая мастерская, игуменский корпус, корпус для детского приюта.
В это время монастырским священником был о. Феодосий Васильевич Никольский, он как ревностный любитель церковного пения по просьбе матушки Виталии организовал прекрас
ный монастырский хор, научив хор гласовому и партесному пению.

Окончание постройки собора, сооружение в монастыре множества
капитальных строений, увеличение числа насельниц до 182-х сестер, пожертвование монастырю значительного количества земли, – все это было причиною того, что Дубовская монастырская община возбудила через Саратовское Епархиальное начальство ходатайство перед святейшим Синодом о преобразовании общины в общежительный монастырь.
Святейший Синод удовлетворил ходатайство Преосвященнейшего Авраамия. В 1892 году 22 октября настоятельница монастыря матушка Виталия была возведена в сан игумении, а 10 декабря 1892 года были пострижены в мантию 14 сестер.
В 1899 году монахиня Августа (будущая игумения) становится казначеей монастыря. Четыре года монахиня Августа была казначеей и строго следила за монастырским хозяйством, что особенно требовалось ввиду болезни игумении Виталии.В 1904 году игумения Виталия отказалась от должности игумении по болезни, и по своему желанию и желанию сестер сдала, с разрешения Епархиального начальства, все монастырское управление матушке Августе, которая с 1904 года значилась по бумагам исполняющей должность настоятельницы.
В первые годы своего управления монастырем матушка Августа приобрела в пользу монастыря фруктовый сад. Ею же был сооружен деревянный корпус, гостиницы, была устроена прекрасная для сестер больница.
В 1906 году матушка Августа была утверждена в должности настоятельницы.

В 1907 году 25 ноября скончалась игумения Виталия на 77 году жизни, положившая так много труда для блага вверенной ей обители, страдавшая тяжелою болезнью в течении 14 лет.
В свое управление матушка Августа, следя за монастырскими делами, строго следила также и за духовным настроением вверенных ей сестер: так по примеру других монастырей сестры стали сходится в полночь в храм, для совершения установленной полунощницы и чтения дневного акафиста, чего раньше не было (было чтение полунощницы при матушке Виталии, но по келлиям, а не в храме).
В 1908 году трудами и стараниями матушки Августы была отремонтирована и приведена в надлежащий вид монастырская каменная ограда, которая от давности пришла в ветхость. Не имея больших наличных средств, матушка Августа обращалась к добрым людям за пожертвованиями. Произвела ремонт по монастырю, не затронув монастырского капитала – исключительно на пожертвования добрых благотворителей.
В 1909 году 21 мая матушка Августа получила сан игумении, причем для вручения ей посоха изволил приехать в монастырь лично Преосвященнейший Гермоген епископ Саратовский.

Весной 1910 года при очередном посещении монастыря Преосвященный Гермоген особо интересовался местно-чтимой чудотворной Тихвинской иконой, для которой он на свои деньги заказал новую серебряную вызолоченную ризу и металлический киот. Эта икона была пожертвована торговцем Краюшкиным Дубовкому монастырю после чудесных событий, связанных с нею. Икона во время пожара, бывшего в доме Краюшкина осталась невредимой, когда сгорел весь дом с имуществом. По прошествии двух лет неожиданно потускнел и исчез лик Божией Матери и также неожиданно проявился через несколько лет. В монастыре икона помещалась во время зимы в теплой церкви под особым балдахином, летом на аналое в летнем храме. Одержимые беснованием люди не могли подходить к этой чудотворной иконе близко. Однажды, две девочки, одержимые этим недугом, были насильно подведены несколькими людьми к этой иконе, и они получили исцеление, причем одна из них осталась жить в монастыре. Свидетелями этого события были все сестры обители.
10 января 1911 года матушка игумения Августа и монастырский священник о. Феодосий Никольский получили из Консистории по небольшой серебряной медали в память 25-ти летия церковно-приходских школ, так как в монастыре существовала школа грамоты, в коей матушка игумения состояла попечительницею, а батюшка – законоучителем.
В 1913 году за ревностную службу и за понесенные труды для блага монастыря в продолжении 45-ти лет игумения Августа была награждена наперсным золотым крестом.
В 1914 году монастырь посетил Преосвященнейший епископ Палладий. Во время всенощного служения Владыкою Палладием были пострижены в великий ангельский образ – схиму – 4 монахини-старицы, а за литургиею 4 послушницы – в мантию. И так с Божиею помощью при пожертвованиях добрых людей и при неустанных трудах игумении Виталии и игумении Августы с сестрами Дубовский Вознесенский женский монастырь достиг цветущего состояния.
На 1-ое января 1915 года в монастыре состояло 60 монахинь и 289 послушниц.
Монастырь имел собственный кирпичный завод, подворье в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище около Красного колодца (ныне источник св. мчц. Параскевы).
С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц.
В 1919 году заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под названием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми приюта. Около 1920 года были расстреляны несколько монахинь во главе с исполняющей обязанности настоятельницы монахиней Антонией (25 августа 1917 года по указу Святейшего Синода № 8576 настоятельница игумения Августа увольняется по болезни).
В марте 1922 года под предлогом борьбы с голодом безбожники проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда и 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй, зимний храм превратили сперва в клуб, а затем в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления – школа-интернат для умственно-отсталых детей. Уже в 1970-е годы развалили стены с уникальными воротами.
На 1923 год здесь активно действовало кооперативное товарищество «Новый труд», зарегистрированное насельницами и имевшее даже устав. Но губернский земельный комитет в июле 1923 года приказывает закрыть все религиозные коммуны, и в ноябре 1925 года здесь располагается сельскохозяйственная детская колония с более 500 ребятами. Монахини расходятся по домам, многие живут у верующих в Дубовке. Но сестры, разошедшиеся по селам не оставили своего служения. В докладах уполномоченных по делам РПЦ говорится, например, что под руководством монахинь совершались как легальные, так и нелегальные богослужения в Дубовском и других районах области.

В 1991 году распоряжением исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов от 17.07.1991 года № 6/138-с Свято-Вознесенский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви Волгоградской епархии. Указом архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа поручается священнику Сергию Ермакову принять возвращенный в собственность Волгоградской Епархии монастырь, быть настоятелем церкви Иоанна Предтечи и озаботиться созданием условий для возрождения монашеской общины.
7-го ноября прибыли первые насельницы: монахиня Евфалия (Плуталова) и послушница Мария Пятницкая (в будущем монахиня Вера). Начинают собираться сестры. Первое время их общину возглавляла монахиня Олимпиада, затем послушница Мария Пятницкая (впоследствии монахиня Вера).

06.06.1992 года был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп о. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме.
В мае 1993 года старшей сестрой здесь становится монахиня Христина, приехавшая из г. Тулы. В 1997 году она назначается настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. На момент её прихода в обитель монастырю принадлежала половина одноэтажного домика, где в одной комнате жили, в другой уже начали совершать богослужения. Много трудов положила первая настоятельница с сестрами, чтобы возрождающемуся монастырю начали постепенно возвращать храм и остальные строения. Школа-интернат, занимавшая многие помещения, закрывается только в сентябре 1995 года. Все передавалось сестрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Матушка с сестрами энергично принялась за восстановление монастыря. Ею был отремонтирован и украшен храм, написаны новые иконы, сооружен иконостас, построен новый келейный корпус для сестер, отремонтирован главный 2-х этажный келейный корпус, проведен газ, построены хозяйственные корпуса, коровник, баня. Часть территории, включающей в себя храм с келейным корпусом и остальные келейные корпуса, обнесена оградой. Таким образом были созданы все условия для приема сестер, желающих проводить монашескую жизнь.
Матушка Христина, показывая пример сестрам, обучала их, недавно начавших свою церковную жизнь, основным послушаниям, пекла просфоры, готовила трапезу, пела и читала на клиросе, объясняла азы монашеской жизни.
Сама будучи воспитанная с детских лет в православной вере, учила вновь поступивших сестер не столько словами, сколько своим терпением, снисхождением к немощам ближних, любовью и материнской заботой.
Будучи тяжело-больной матушка Христина в сентябре 1998 года принимает постриг в Великую ангельскую схиму с именем Валентины. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 1998 года схимонахиня Валентина отошла ко Господу в возрасте 47 лет.
Старшей сестрой становится монахиня Анна.
В последующие годы строится звонница, закладывается виноградник и сад. Был вырыт и зарыблен пруд. Очищается и восстанавливается колодец Батюшки Иоанна Покровского. Проводится работа по выселению жителей, проживающих на территории монастыря со времен интерната; выселяется семь семей. Из-за постоянных аварий ветхой водопроводной системы прокладываются новые ветки во все корпуса и хоз. помещения. Продолжается газификация монастырских строений, ремонтируются келейные корпуса и хозяйственные постройки. Закладывается фундамент надвратной часовни в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Сестры осваивают новые послушания: иконописное, золотошвейное. Монастырь имеет свое подворье в г. Волгограде – храм св. Иоанна Предтечи, восстановленный в 2001 году. при значительном участии депутата Госдумы Евгения Петровича Ищенко. Восстановлению первой церкви Царицына – храму св. Иоанна Предтечи – помогали также ОАО «Лукойл», «Каустик», и другие благотворители.